С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации введён курс "Основы религиозных культур и светской этики" (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Курс рассчитан на 34 часа в учебном году, включает 6 модулей-учебников, которые составляют единую учебно-воспитательную систему.
О введении комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой - этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Издательство «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработало учебно-методические комплекты курса ОРКСЭ под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов.
Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2019/2020 учебный год
.
№ |
Учебник |
Класс |
379 |
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры |
4-5 |
380 |
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры |
4-5 |
381 |
Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры |
4-5 |
382 |
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры |
4-5 |
383 |
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур |
4-5 |
384 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики |
4-5 |
Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших школьников.
Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения.
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Предусматривается, что на нескольких заключительных уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Ресурсы общественного и правового характера, на которых обсуждаются важные вопросы введения курса ОРКСЭ:
сайт Общественной палаты Российской Федерации – www.oprf.ru;
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://ombudsmanrf.org/
Информация об организации сотрудничества государственных и муниципальных органов управления в сфере образования и религиозных организаций, а также вспомогательные материалы для использования в преподавании основ религиозных культур содержится на сайтах религиозных организаций:
• Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – http://www.patriarchia.ru
• Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru
• Федерация еврейских общин России - http://www.feor.ru